Перевозка грузов осуществляются грузовым подвижным составом. Для этой цели служат грузовые автомобили и прицепы разной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, автоцистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили тягачи с полуприцепами.
Грузовой автотранспорт занимает первое место в транспортной сфере услуг перевозки грузов, за счёт широкого распространения и востребованности. Таким образом, сегодня грузовые автомобили заняли лидирующие позиции на рынке грузоперевозок и оказания транспортных услуг.
Классификация грузовых автомобилей
Содержание:
Заказать перевозку груза автотранспортом!
По сравнению с железнодорожным, воздушным или морским транспортом, грузовые автомобили готовы выполнить транспортировку любого вида груза от железнодорожного вокзала, морского порта, аэропорта или склада к месту выгрузки. Городские, областные, междугородние и международные перевозки грузов делают в основном грузовым автотранспортом, который перевозит различные грузы и товары из одной точки страны в другую.
Классификация грузовых автомобилей по видам
Ассортимент перевозимых грузов очень широк и обладает различными свойствами. Для перевозки различных типов грузов, требуется определённый вид грузового автотранспорта, который подходит для перевозки. Классификация грузовых автомобилей, по видам и характеристикам существенно облегчает процесс подбора грузового автотранспорта для перевозки определённых видов груза. Статья «Классификация и виды грузовых автомобилей» поможет разобраться в характеристиках грузовых автомобилей и понять для чего предназначены грузовые транспортные средства.
.
ЗАКРЫТЫЙ КУЗОВ
Грузовые автомобили с закрытым кузовом
Закрытый тип кузова имеют грузовые автомобили, у которых грузовой отсек полностью закрыт. Такие автомобили подходят для перевозки более прихотливых грузов, ассортимент которых многообразнее, по сравнению с открытыми авто:
Тентованный кузов
Цельнометаллический фургон
Промтоварный фургон
Изотермический фургон
Рефрижераторный фургон
Микроавтобус грузопассажирский
Мусоровоз
Скотовоз
Контейнеровоз
Автоцистерна
ОТКРЫТЫЙ КУЗОВ
Грузовые автомобили с открытым кузовом
Открытый тип кузова имеют грузовые автомобили и транспортные средства, которые предназначенные для перевозки неприхотливых грузов. Такие грузы не боятся факторов окружающей среды и не нуждаются в защите от дождя, снега или солнца.
Бортовой
Самосвал
Кран-манипулятор
Автовоз
Лесовоз
Трал
Панелевоз
Открытая площадка
Классификация грузовиков по основным параметрам
По группам | По количеству осей | По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось) |
I группа - Бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения) | Двухосные | До 6 тонн включительно |
II группа - Специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами) | Трёхосные | Свыше 6 до 10 тонн включительно |
III группа - (условно) автомобили-цистерны | Четырёхосные | |
Пятиосные и более |
Грузовики и прочая специальная техника могут иметь две, три, четыре, пять и более осей для выполнения различных транспортных задач. Надо понимать, что при перевозке тяжёлых грузов необходимо сохранить целостность дорожного плотна. По этой причине устанавливается ограничение максимальной нагрузки на ось транспортных средств на различных дорогах.
По колёсной формуле | |||||
4х2 | 4х4 | 6х4 | 6х6 | 8х2 | 8х4 |
Колесная формула обозначается двумя цифрами. Первая цифра обозначает общее количество колес, а вторая количество ведущих колес у транспортного средства.
По признакам | ||
Состав | Двигатель | Грузоподъемность |
Одиночное ТС | Бензиновый | Малой от 500 килограмм до 2 тонн |
Автопоезд в составе: | Дизельный | Средней от 2 до 5 тонн |
Автомобиль-прицеп | Газовый | Большой от 5 до 16 тонн |
Автомобиль-полуприцеп | Электрический | Особо большой от 16 тонн и выше |
По типу кузова | ||
Открытый | Закрытый | Специальный |
Бортовой | Тентованный | Автоцистерна |
Низкорамный | Металлический | Строительная |
Платформа | Промтоварный | Специальная |
Изотермический | ||
Рефрижератор |
По категории | |
Категория N - Грузовые автомобили | Категория O - Прицепы |
Категория N1 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн | Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн |
Категория N2 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн | Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн |
Категория N3 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн | Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн |
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 |
Классификация транспортных средств по Техническому регламенту таможенного союза
Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.
В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:
Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
Категория АТС
|
Тип и общее назначение АТС
|
Максимальная масса, тонн
|
Класс и эксплуатационное назначение АТС
|
1
|
2
|
3
|
4
|
М 1
|
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
|
Не регламентируется
|
Легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости
|
М 2
|
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя)
|
До 5,0
|
Автобусы: городские (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
|
М 3
|
АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)
|
Свыше 5,0
|
Автобусы: городские, в том числе сочлененные (кл. I), междугородные (кл. II), туристические (кл. III)
|
М 2 и М 3
|
Отдельно выделяются маломестные АТС, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или стоящих пассажиров (кроме места водителя)
|
Не регламентируется
|
Автобусы маломестные, в том числе повышенной проходимости, для стоящих и сидящих пассажиров (кл. A) и для сидящих пассажиров (кл. B)
|
N 1
|
АТС, предназначенные для перевозки грузов
|
До 3,5
|
Грузовые, специализированные и специальные автомобили, в т.ч.
|
N 2
|
АТС, предназначенные для перевозки грузов
|
Свыше 3,5 до 12,0
|
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
|
N 3
|
АТС, предназначенные для перевозки грузов
|
Свыше 12,0
|
Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специализированные и специальные автомобили
|
О 1
|
АТС, буксируемые для перевозки
|
До 0,75
|
Прицепы
|
О 2
|
АТС, буксируемые для перевозки
|
Свыше 0,75 до 3,5
|
Прицепы и полуприцепы
|
О 3
|
АТС, буксируемые для перевозки
|
Свыше 3,5 до 10,0
|
Прицепы и полуприцепы
|
О 4
|
АТС, буксируемые для перевозки
|
Свыше 10,0
|
Прицепы и полуприцепы
|
Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения. В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.
1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):
- 11 - особо малый (объем до 1,1 л.);
- 21 - малый (от 1,1 до 1,8 л.);
- 31 - средний (от 1,8 до 3,5 л.);
- 41 - большой (свыше 3,5 л.);
- 51 - высший (рабочий объем не регламентируется).
Для автобусов по габаритной длине в метрах:
- 22 - особо малый (длина до 5,5);
- 32 - малый (6,0 - 7,5);
- 42 - средний (8,5 - 10,0);
- 52 - большой (11,0 - 12,0);
- 62 - особо большой;
- (сочлененный) (16,5 - 24,0).
Для грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, тонн | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
Бортовые | Тягачи | Самосвалы | Цистерны | Фургоны | Специальные | |
до 1.2 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 |
от 1.2 до 2 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 29 |
от 2 до 8 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 |
от 8 до 14 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 |
от 14 до 20 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 |
от 20 до 40 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 |
свыше 40 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 79 |
Примечание: Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - автоцистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра - модификация автомобиля;
6-я цифра - вид исполнения:
1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.
Классификация транспортных средств по назначению
Специализированное транспортное средство
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дано следующее определение специализированного транспортного средства:
Специализированное ТС - это транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.). Специализированные транспортные средства могут применяться по назначению в зависимости от вида перевозимого груза: для перевозки грунта, сыпучих грузов, бетонов и растворов, битума, топлива, порошкообразных грузов, строительных конструкций, длинномерных грузов, строительных грузов в контейнерах, технологического оборудования и строительных машин.
Нужно понимать что специализированное транспортное средство определяется таковым не по характеру перевозимого груза, а по конструктивным особенностям, которые обеспечивают надлежащие условия для перевозки определенного груза. Другими словами, специализированное транспортное средство — транспортное средство оснащенное специальным оборудованием, обеспечивающим особые условия для перевозки определенного груза.
В Приложении № 10 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» определен перечень специализированных транспортных средств.
1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:
- фургоны-рефрижераторы;
- фургоны с отоплением кузова.
2. Транспортные средства — цистерны:
- цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
- цистерны для перевозки сыпучих пищевых продуктов: мука, зерно, комбикорм, отруби;
- цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
- транспортные средства — панелевозы;
- транспортные средства — фермовозы;
- транспортные средства — бетоносмесители;
- транспортные средства с самосвальным кузовом.
4. Транспортные средства для перевозки животных.
5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.
6. Транспортные средства — контейнеровозы.
7. Транспортные средства со съемным кузовом.
8. Транспортные средства — мусоровозы.
9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с ДОПОГ (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).
Специальное транспортное средство
В пункте 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дано следующее определение специального транспортного средства:
Специальное ТС - это транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).
Окончательный перечень специальных транспортных средств законодательно не определен, однако специальное оборудование установленное на транспортном средстве должно быть предусмотрено заводской конструкцией автомобиля либо должно быть зарегистрировано как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Важно знать что переоборудование транспортного средства подлежит государственной регистрации с внесением соответствующих отметок в ПТС и СТС.
Некоторые разновидности специальных транспортных средств:
- Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
- Автомобили скорой медицинской помощи;
- Машины МЧС, пожарные автомобили;
- Машины городского коммунального хозяйства – снегоуборочная и поливомоечная техника;
- Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
- Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на предприятиях;
- и т.д.
Итог: Специализированное ТС предназначено для перевозки определенных видов грузов. Специальное транспортное средство предназначено для выполнения специальных функций.