После относительно благополучного 2024 года российский рынок полуприцепов столкнулся с резким сокращением. За январь и февраль 2025 года продажи новых полуприцепов снизились на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основные причины — рост ключевой ставки, увеличение утилизационного сбора и отсутствие системной поддержки отрасли.
Между тем по итогам 2024 года рынок демонстрировал рост на 8,9%, а его лидеры по объёмам продаж — ТОНАР, Bonum и Grunwald — укрепили позиции. Что происходит с отраслью сегодня и какие перспективы ожидают производителей?
Спад в цифрах
В январе-феврале 2025 года рынок полуприцепов пережил резкий спад. В январе продажи новых единиц опустились до 2100 штук, в феврале продали только 1600 новых полуприцепов. По данным «Росспецмаша», за два месяца показатели сократились на 49% к тому же периоду прошлого года.
Продажи техники российского производства снизились на 45% год к году, до 1,98 тыс. штук. Наиболее резкое сокращение зафиксировано в сегменте зерновозов (-86,8%). Также значительно снизились продажи тентованных полуприцепов (-79%), контейнеровозов (-62%), изотермических моделей (-43,1%), битумовозов (-33,4%), нетентованных моделей (-32,5%), тралов (-29,7%), бензовозов (-28,6%) и самосвальных полуприцепов (-18%).
Кроме того, лизинговые компании зафиксировали самый большой объём стоков на своих площадках. По оценке экспертов, сток автомобилей сейчас составляет около 30 тыс. машин. По данным «Европлана», 18% их собственного стока — полуприцепы. Большое количество техники, которая готова уйти в повторный лизинг, оказывает дополнительное давление на продажи новых полуприцепов.
Причины спада в начале 2025 года
• Ужесточение финансовых условий
В 2024 году ключевая ставка Центрального банка выросла до 21%, что привело к существенному удорожанию кредитных и лизинговых программ. Для транспортных компаний это означало не только рост издержек, но и ограничение возможностей по обновлению парка техники — фактор, напрямую отразившийся на спросе.
• Изменение утилизационного сбора
С октября 2024 года коэффициенты утилизационного сбора увеличились примерно на 30%. Такое повышение существенно увеличило конечную стоимость полуприцепов, сделав покупку менее выгодной даже при условиях импортозамещения, характерных для нынешней рыночной ситуации.
• Отсутствие системной государственной поддержки
В отличие от других секторов спецтехники, рынок полуприцепов не получил развёрнутых мер поддержки. Ограниченные программы льготного лизинга и субсидирования, а также отсутствие специальных инвестиционных контрактов (СПИК) лишили отрасль возможности адаптироваться.
• Рост эксплуатационных расходов
Недавняя налоговая реформа и индексация акцизов на топливо, а также повышение тарифов в системе «Платон» заметно увеличили операционные затраты для участников рынка. Это дополнительно снизило инвестиционную привлекательность техники, вынуждая компании оттягивать обновления парка.
Совокупность этих факторов привела к тому, что январь 2025 года стал отправной точкой для начала кризисного периода. Пока эксперты и участники рынка прогнозируют снижение рынка полуприцепов по итогам года.
Полуприцепы в 2024 году: рост в рамках пессимизма
До последних трёх лет рынок полуприцепов России был достаточно старым, и на нём доминировали Schmitz, СЗАП, ГКБ, МАЗ и Krone.
Всего в стране эксплуатируют 1,257 млн единиц полуприцепной техники, 45,6% парка — старше 20 лет. На втором месте по распространённости — прицепы и полуприцепы возрастом от 16 до 20 лет (17,5%). Менее всего на российских дорогах техники, изготовленной 4-6 лет назад, — 7,8%. А новые модели возрастом до трёх лет составляют десятую часть автопарка.
Первое место в рейтинге популярных марок занимает Schmitz. На прицепную технику этого производителя приходится десятая часть российского автопарка — 132,1 тыс. штук.
Следующие две позиции — за отечественными брендами СЗАП (97,8 тыс.) и ГКБ (94 тыс.). Модели, выпущенные в Беларуси, пользуются не меньшим спросом. В РФ содержат 83,8 тыс. прицепов и полуприцепов МАЗ.
Замыкает первую пятёрку бренд Krone — 77,5 тыс. штук транспортных средств.
В топ-10 производителей также значатся НЕФАЗ (66,5 тыс.), ОдАЗ (65,2 тыс.), «Тонар» (48,5 тыс.), Koegel (35,2 тыс.) и ЧМЗАП (27,3 тыс.).
Динамика продаж 2024 года
Но на рынке новых полуприцепов сейчас другая ситуация и другие производители. На прошлый год эксперты Национального агентства промышленной информации прогнозировали рост продаж новых полуприцепов: от 47,6 тыс. единиц при пессимистичном сценарии до 50,7 тыс. единиц при оптимистичном развитии событий. Последний подразумевал смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ, в частности — снижение «ключа» на несколько процентных пунктов.
В итоге было реализовано порядка 47 700 новых полуприцепов, что на 8,9% выше показателей 2023 года, но в рамках пессимистического сценария развития рынка. Рост оказался особенно заметен в первые три квартала на фоне продолжающегося импортозамещения и активизации внутреннего спроса.
Наибольшую динамику показали самосвальные полуприцепы (+12% к 2023 году) и контейнеровозы (+10%), тогда как продажи шторных моделей и рефрижераторов оставались на уровне предыдущего года или демонстрировали лишь умеренный прирост. Такой сдвиг объясняется активностью в строительном секторе, развитием логистики в регионах и изменением товарной структуры перевозок.
Отметим, что в предыдущие годы рынок демонстрировал разнонаправленную динамику. После пиков 2018 и 2021 годов с 33,5 тыс. проданных единиц был однолетний спад, снова сменившийся подъёмом. В 2022 году продано 24 000 тыс. ед., в 2023 г. — 43 770 тыс. ед., в 2024 г. — 47 770 тыс. ед.
Лидеры рынка и популярные модели
В 2024 году на рынке новых полуприцепов не изменились лидеры, но выросла конкуренция. ТОНАР по-прежнему самый популярный производитель. Но резкий рост показали Bonum (+44%), KRONE (+143,6%), UAT (+93,8%), Wielton (+31,3%).
ТОНАР по итогам года сохранил первенство, заняв около 20% рынка. Особенно востребованы были его самосвальные полуприцепы ТОНАР 952302, 95234, а также шторные модели для магистральных перевозок, в том числе ТОНАР 97461.
На втором месте оказался Bonum с долей в примерно 13–14%. Компания усилила позиции в нише алюминиевых цистерн и цементовозов, где активно продавались модели Bonum 9647, 9646-30, а также бензовозы с низкой снаряжённой массой.
Grunwald вошёл в тройку лидеров с долей в 9–10% за счёт удачного позиционирования в сегменте строительной и контейнерной техники. В числе наиболее популярных моделей — самосвалы GR.SF-33 и контейнеровозы GR.C-2 с усиленной рамой под тяжёлые нагрузки.
Среди зарубежных марок, несмотря на ограничения, частично сохранилось присутствие брендов Wielton и Schmitz Cargobull, особенно в парках крупных логистических компаний и у импортёров с параллельными каналами поставок.
Модели Wielton NS3P Curtain Master, NW 3 A (самосвалы), а также Schmitz S.CS Universal и S.KO Cool Smart пользовались спросом у тех, кто ориентировался на ресурс и доступ к сервисной инфраструктуре.
По оценкам участников рынка, на долю иномарок пришлось не более 7–8% от всех продаж в 2024 году, причём большая часть — на шторные и специализированные модели, недоступные у локальных производителей.